Музей в Царёво-Займищенской средней школе был основан 25 апреля 1987 году. В это время создавались музеи в большинстве школ Вяземского района. Направленность музея была историко-краеведческая. Основополагающими стали события Отечественной войны 1812 года. В последствии появились и другие экспозиции. Основателем музея Царёво-Займищенской средней школы стала Егорова Любовь Васильевна.Собирать экспонаты и материалы для музейных экспозиций помогали многие жители села, учащиеся школы и другие неравнодушные люди. Так возник современный музей Царёво-Займищенской основной общеобразовательной школы.
Наш музей

Школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов и соответствующим экспозиционно-выставочным пространством.
Но специфика школьного музея в том, что он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения.
Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В сельских районах, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.
Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать располагает к тому, чтобы различные формирования музейного типа (краеведческие уголки, залы, выставки и музеи) по-своему могли бы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой родины, а значит, и Отечества, привить навыки исследовательской работы.
Следует выделить основные направления краеведческой работы нашей школы: школа, выпускники, Родной край, Отечественная война 1812 года, Великая отечественная война.
История школы /netcat_files/userfiles/2/Istoriya_shkoly.pptx
Каждый человек проходит через школу, которая является хранилищем памяти о людях, учившихся в ней. Собранные материалы о школе со временем стали бесценным достоянием ушедшей эпохи. В какой-то степени школа выполняет функции архива. Здесь уместно, прежде всего, говорить о создании истории самой школы. И тут никто, кроме учителей и учеников, не составит ее полноценную летопись. В связи с этим в школе собираются следующие материалы:
- изображения школы в разные годы ее существования (рисунки, фотографии, планы, макеты);
- свидетельства школьной жизни как процесса (своеобразная летопись образования);
- атрибуты школьной жизни разного времени (учебники, тетради, дневники, ручки и т.п.);
- детские сочинения, творческие работы.
Выпускные классы /netcat_files/userfiles/Vypusknye_klassy.pptx
Гордость школы - ее выпускники. Нам есть, кем гордиться. Выпускники школы – известные, уважаемые люди. Многие тоже стали учителями и работают в школе.
История села /netcat_files/userfiles/Istoriya_sela.pptx
Без знания прошлого не может быть настоящего, без знаний настоящего не может быть будущего. Нам необходимо знать историю своего села, района не только потому, что это интересно, но и потому, что знание края поможет изменить его облик, задуматься над тем, как дальше улучшить жизнь, беречь то, что было сделано за многие годы.
Историческая значимость нашего села обусловила главное направление музея - " Отечественная война 1812 года" /netcat_files/userfiles/Expozitsiya_1812.pptx
/netcat_files/userfiles/Russkaya_armiya_1812_chast_2.pptx
Осуществление работы музея в школе позволит:
– продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе;
– сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
– отвлечь учащихся от противоправной деятельности;
– заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую бездуховность;
– оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
– создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.